Москва
Выбрать город

Мотоцикл BMW R25

BMW-R25
Восстанавливать мотопроизводство в Мюнхене пришлось «на ощупь» — ведь вся документация осталась в Айзенахе, попавшем в советскую зону оккупации. Так что специалисты BMW были вынуждены снимать чертежи с разобранного R23. Правда, они воспользовались случаем и внесли в конструкцию важные изменения. Так, вместо трехступенчатой коробки передач поставили четырехступенчатую, а мощность двигателя довели до 12 л.с. при 5600 об/мин, подняв степень сжатия до 6,75:1. Производство новинки под индексом R24 началось в 1948 году, и она сразу же стала бестсел лером — несмотря на то, что была самым дорогим мотоциклом на рынке Германии.

По тому же сценарию развивались события и в Восточной зоне оккупации. Советские власти даже нашли красивое идеологическое обоснование — дескать, к ним обратились немецкие трудящиеся с просьбой восстановить производство, чтобы их семьи не вымерли от голода. А репарационные поставки они выполнят готовой продукцией. Так возникло акционерное общество «Автовело».

В его рамках в 1948 году начали разработку 250-кубового мотоцикла — с явной оглядкой на BMW R24. Тот же верхнеклапанный двигатель с продольным расположением коленвала, пристыкованная к нему четырехступенчатая коробка передач, привод на заднее колесо валом. Даже мощность мотора оказалась такой же: 12 л.с.
 Справедливости ради надо сказать, что в чем-то восточная конструкция была прогрессивнее западной. Так, вместо привода распредвала цепью применен шестеренный, клапаны получили компактные шпилечные пружины, а заднее колесо — свечную подвеску. Производство мотоцикла, получившего индекс AWO 425, началось в 1950 году на бывшей оружейной фабрике Simson, и львиная доля готовой продукции отправлялась в СССР. Поставки были прекращены в 1955 году, но машина выпускалась еще шесть лет -уже как Simson 425.

Между тем в Мюнхене работали над совершенствованием своей «250-ки». Уже в 1950 году началось производство модели BMW R25, получившей наконец свечную подвеску заднего колеса. В том же году сняли все ограничения на изготовление мотоциклов, и компания возобновила выпуск «оппозита» R51/2. В 1951 году немцы провели небольшую модернизацию одноцилиндрового двигателя и трансмиссии — эта модификация получила индекс R25/2. Гораздо более масштабным стало проведенное в 1953 году обновление. Модель BMW R25/3 отличалась от предшественника передней телескопической вилкой с гидроамортизацией, более мощными тормозами с барабанами на всю ширину ступицы, полноценным впускным трактом с забором воздуха у рулевой колонки.

В 1955 году все мотоциклы BMW получили новую ходовую часть -сварную дуплексную трубчатую раму, переднюю длиннорычажную вилку системы Earles, заднюю маятниковую подвеску с характерными длинными амортизаторами. Кроме того, на «сингл» R26 поставили модернизированный двигатель: карбюратор с увеличенным диаметром диффузора и степень сжатия 7,5:1 позволили поднять максимальную мощность до 15 л.с. при 6400 об/мин.

Несмотря на успех мотоциклетной программы, положение концерна BMW в середине 50-х было сложным. Выпущенный в 1951 году роскошный автомобиль, за вычурность форм прозванный «ангелом барокко», на рынке провалился -оказался слишком дорог. Не помогла даже ставка на американский рынок, ради атаки на который компания разработала V-образный восьмицилиндровый двигатель. Срочно требовалось что-то недорогое, народное…

Немецким специалистам приглянулась продукция итальянской компании Isothermos, после войны успешно переквалифицировавшейся с производства холодильного оборудования на выпуск мототехники. Поначалу баварцы хотели купить лицензию на производство мотороллеров и даже сделали несколько опытных экземпляров. Но затем их внимание привлек крохотный (всего 2285х1380х1325 мм) автомобильчик Isetta весьма оригинальной конструкции. Эта двухместная машина имела всего одну дверь, причем спереди — рулевая колонка также откидывалась в сторону, освобождая выход. 250-ку-бовый двигатель располагался у задних колес, максимально приближенных друг к другу — чтобы упростить конструкцию за счет отказа от дифференциала. Производство автомобиля BMW-Isetta в Мюнхене началось в 1955 году. Вместо итальянского двухтактного мотора немцы поставили свой -модифицированный вариант двигателя R26 (кроме 250-кубового варианта, выпускался также 300-кубовый). Машинка попала на рынок точно вовремя: за семь лет продали 161 728 таких аппаратов, что позволило профинансировать разработку будущего BMW 1500 — модели, с которой началась современная автомобильная слава концерна. Так скромный одноцилиндровый двигатель вновь спас компанию.Японцы в 50-е годы активно осваивали мировой опыт конструирования и производства мотоциклов. Естественно, мимо замечательных аппаратов BMW они пройти не могли. Компания Daito Seiki с 1958 по 1962 годы выпускала точную копию модели R26 — под индексом DSK AB.

Последнюю модернизацию «сингла» немцы провели в 1960 году. На модели R27 увеличенная до 8,2:1 степень сжатия позволила поднять мощность мотора до 18 л.с. при 7400 об/мин. Чтобы уменьшить уровень передаваемых вибраций, весь силовой агрегат был подвешен на резиновых опорах.

Увы, на этом история семейства подошла к концу. Резервы модернизации были исчерпаны, и на фоне новейших одноклассников из Великобритании, Италии и Японии BMW R27 смотрелся динозавром. Да и не дешев он был: 2430 немецких марок — это при том, что двухцилиндровый R50/2 стоил 3130 марок, а куда более современный
 MZ ES250 — всего 1690 марок. Так что в 1966 году последний одноцилиндровый BMW покинул конвейер. Солдат сделал свое дело…

Ему на смену должно было прийти совершенно новое семейство, с рядными двухцилиндровыми верхневальными моторами рабочим объемом 250 и 350 см3, которое немцы собирались выпускать совместно с австрийским концерном Steyr-Daimler-Puch. Но этот проект в самом начале 70-х был отвергнут -построили лишь несколько опытных экземпляров. А о старом одноцилиндровом моторе в последний раз вспомнили в 1979 году, когда был создан экспериментальный BMW GS250: архаичный силовой агрегат в шасси современного по тем временам мотоцикла-эндуро.

Забавный факт: когда в 1993 году баварцы представили семейство F650, то ревнители традиций подняли хай: «Одноцилиндровых BMW не бывает!» Не только мы слишком быстро забываем собственную историю…

VK

Top100Авто России